Психокоррекция гиперактивности

                                  Психокоррекция гиперактивности

Необходимо  вспомнить основные правила работы с гиперактивными детьми:

1.      Работать с ребенком лучше  в начале дня, а не вечером. 
2.      Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. 
3.      Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. 
4.      Быть экспрессивным в работе с детьми. 
5.      Снизить требования аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6.      Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым. 
7.      Использовать тактильный контакт. 
8.      Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. 
9.      Давать короткие, четкие, конкретные инструкции.
10.  Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 
11.  Поощрять ребенку сразу же, не откладывал на будущее.
12.  Предоставить ребенку возможность выбора.
13.  Оставаться спокойным. Нет хладнокровия, нет преимущества!
Подбирая игры для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. В игре им трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу необходимо поэтапно.
Начинать необходимо с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к тграм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

1.         Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенкуприобрести навыки контроля двигательной активности. Приведенная ниже таблица может стать примером работы по подбору игр.

Функция, на тренировку которой направлены игры
Индивидуальные
Групповые
2.      ВНИМАНИЕ
«Найди отличие», «Запрещенное движение»
«Запрещенное движение», «Передай мяч», «Броуновское движение».
3.      КОНТРОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
«Разговор с руками»
«Море волнуется»,
  1. КОНТРОЛЬ ИМПУЛЬСИВНОСТИ
«Говори!», «Съедобное-несъедобное». «Съедобное-несъедобное»,  «Говори», «Сиамские близнецы», «Слепой и поводырь».

Каждый психолог может по своему усмотрению расширить этот перечень, используя указанные игры как для индивидуальной, так и для групповой работы.

«НАЙДИ ОТЛИЧИЕ,  Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях

Ход игры: ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому , а сам отворачивается.  Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить с группой детей . В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой- либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»,  Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношения между ребенком и взрослым.

Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату т.д. Все это выклыдывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объяясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрятыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке,- отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Варианты: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться местами с ребенком.

«КРИЧАЛКИ-ШЕПТАЛКИ-МОЛЧАЛКИ»,  Цель:развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Ход игры: Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это- сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь.; желтая ладонь – «шепталка» — можно тихо предвигаться и шептаться, на сигнал – «молчалка»-синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться

«МЕНЯЛКИ» , Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Ход игры:Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого …(светлые волосы, часы и т.д.) После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

«РАЗГОВОР С РУКАМИ», Цель: научить детей контролировать свои действия.

Ход игры: Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.  После чего можно затеять беседу с руками. Спросите: «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы?», Если ребенок не подключается к диалогу, проговорите сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие , они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (или в случае с гиперактивными детьми срок короче) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и никого не обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо вновь поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный промежуток времени, похвалив послушные руки и их хозяина.

«ГОВОРИ!»Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ход игры: Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давай потренируемся: «Какое сейсач время года?» (педпгог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе  потолок?»….  «Говори!»;  «Какой сегодня день недели?»… «Говори!»; «Сколько будет 2+3?» и т.д.

Игра может проходить как индивидуально, так и с группой детей.

«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС МОЖНО» Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому –научиться управлять его поведением.

Ход игры: Договоритесь с детьми, что, уогда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

«Часы можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранееоговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их не слышит).

«СЛУШАЙ ХЛОПКИ», Цель: Тренировка внимания и контрольдвигательной активности.

Ход работы: Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу  «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«ЗАМРИ», Цель:развитие внимания и памяти.

Ход игры: Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам).

Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движение. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.

«СЛОНЫ», Цель: снятие напряжения с пальцев рук.

Ход игры: Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные – в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу.

 

Be Sociable, Share!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.