Психокоррекция агрессивности

          Работа с гневом

        К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые –родители, бабушки, дедушки, учителя. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку мы можем стать своеобразной копилкой гнева. Кроме того, загнав гнев во внутрь , человек, скорее всего, почувствует острую необходимость выплеснуть его на «подвернувшегося под руку» или на того, кто не может дать отпор. Причем не обязательно это завершится истерикой и криками, вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим заболеваниям: головным, желудочным болям, сердечно-сосудистым заболеваниям.

Невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.

Именно поэтому отгнева необходимо освобождаться . Конечно, это не означает , что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Гнев всегда требует «телесного» реагирования, поэтому работа с телом должна быть на первом месте. Затем необходимо работать с эмоциями. И самое важное , что необходимо сделать в коррекционной работе с агрессивным ребенком – это научить его вовремя  распознавать свое состояние и научиться самому контролировать свое состояние, уметь правильно выражать гнев и освобождаться от него.

Самые примитивные способы «правильного» выражения гнева, например, «Мешочек для криков», или «Стаканчик для криков», чтобы  ребенок , когда почувствует необходимость  выплеснуть негативные эмоции, смог подойти и покричать в «мешочек» или «трубочку».

Но на практике часто бывает, что дети сначала пускают  «в ход кулаки», а затем только включают мышление. В таких случаях необходимо научить детей справляться со своей физической агрессией. В таких случаях необходимы занятия, которые помогут «сублимировать» (направить в конструктивное русло) негативные эмоции. Пример таких игр: соревнования, быстрый бег, метание мяча, прыжки, бойцовская груша, мишень  и т.д. По завершению занятий лучше провести обсуждение, во время которого ребенок может выразить свои чувства, сопровождающие его во время занятий.

Также можно завести «лист гнева» — нарисовать чудовище по усмотрению автора, а затем в момент наибольшего эмоционального напряжения смять его, разорвать. Из пластелина или глины слепить своего обидчика, разбить, смять его, а затем при желании восстановить.  Также можно использовать песок, воду, т.к. натуральные природные материалы имеют свойство успокаивать.

В терапии агрессивных детей очень важно уделить внимание формированию способности в эмпатии, доверию, сопереживанию, сочувствию. Также акцент в работе с такого рода  детьми особо необходимо рассмотреть родительско-детские отношения. Как правило, агрессия берет свое начало в семье, в отношениях с родителями.  Поэтому работа с родителями должна проводиться параллельно.

    Вспомним основные правила работы с детьми:

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

Демонстрировать модель неагрессивного  поведения.

— Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

Наказания не должны унижать ребенка.

Обучать приемлемым способам выражения гнева.

Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

Развивать способность к эмпатии.

Расширять поведенческий репертуар ребенка.

Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Учить брать ответственность на себя.

  Как играть с агрессивными детьми?

        На первых этапах работы с агрессивными детьми практикующие психологи рекомендуют подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых мог бы выплеснуть свой гнев. Опыт показывает, что на первых порах ребенок может стать даже более агрессивным, но через 4-8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно.

Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева.

Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать игры, способствующие релаксации, описание которых дается в главе «Как играть с тревожными детьми»

Подвижные игры:

«ОБЗЫВАЛКИ», Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме

Ход игры: Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее оговаривается, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей , фруктов, мебели и т.д.) Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты …морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключение, обязательно сказвть что-то приятное, например: «А ты…солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться дрг на друга не стоит.

«ПОПРОСИ ИГРУШКУ! (вербальный вариант) Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Ход игры: Группа делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, ручку, карандаш. Инструкция участнику №1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее втом случае, если тебе действительно захочется это сделать. Инструкция 2 участнику: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить ее так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются местами.

«ТОЛКАЛКИ» Цель: научить детей контролтровать свои движения.

Ход игры: Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой рукидруг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладонисвоего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп!»

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине

«ЗАЙЧИКИ»  Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Ход игры: Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе «Как играть с тревожными детьми». «Я вижу…» ( Карпова Е.8., Лютова Е.К.. 1999)Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша. Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: » Я вижу…» Повторять один и тот же предмет дважды нельзя

«ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ» ; Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Ход игры: Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист  не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

 

 

 

 

 

 

 

Be Sociable, Share!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.