Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития. Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. Или если, например, наблюдается недоразвитие зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В данном случае коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов.
Пример практических упражнений:
Задание 1. Цель: Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка по ассоциации»
Из набора слов детям предлагается выбрать и запомнить только те пары, которые объединены по смыслу. Например: лес-гриб, зима-снег, кот-ведро, облако-лев и т.д.
Задание 2. Цель: развитие памяти на основе мнемического приема «классификация».
Психолог читает ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просит назвать слова , которые он запомнил. Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, то рекомендуется ему объяснить и показать, что целесообразно объединять слова в группы по смыслу.
Методика «Смысловые единицы»
Цель: обучение ребенка выделению главного звена в тексте.
Техника: Чтобы вычленить главное, ребенок должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части? и Что говорится (сообщается) об этом? Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится , а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения.
Методика 4. «Исключение лишнего»
Цель: психокоррекция мыслительных операций.
Берут любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее» , не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов . Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» остаить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время меткие решения.
Эта игра позволяет развивать способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим.
Игра: Поиск аналогов
Называют какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо найти как можно больше аналогов.
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них.
Методика зрительно-двигательного восприятия и восприятия букв и цифр.
Группе детей из 2-4 человек психолог предлагает буквы и цифры, которые он «пишет в воздухе» Дети поочередно называют их . Затем детям предлагаются отдельные слоги и простые слова. Затем меняются ролями.
Методика зрительно-двигательного восприятия схемы.
Детям предлагаются карты со схематическим изображением человека. Фигурки отличаются друг от друга различным положением рук, ног. Ребенку предлагается запомнить позу человека сначала на двух карточках и воспроизвести ее, затем число объектов увеличивается до 9. Ребенок не только должен запомнить позы, но и воспроизвести их в той последовательности, в которой они изображены на карточках. Занятия можно проводить как в группе, так и индивидуально.
Методика запоминания последовательности движений.
Психолог показывает ребенку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. ; распрямленная ладонь на плоскости стола. (кулак-ребро-ладонь). Ребенок выполняет пробу сначала вместе с психологом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем левой, а затем обеими руками вместе. Если у ребенка возникают затруднения, то рекомендуется произносить вслух команду: «кулак-ребро-ладонь».
Очень эффективно в коррекционной практике использовать конструирование, которое включает в себя следующие задачи:
— формулирование задачи;
— ориентировочно-исследовательские действия;
— выбор стратегии и тактики решения задачи;
-решение задачи;
— контролирующие деятельность действия.