Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как отклонения в развитии и поведении ребенка становится очевидным для всех. Главное, услышав диагноз, многие мамы и папы приходят в смятение, ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают , чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности.
Перед родителями стоит очень кропотливая и сложная работа – научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека.
Правила работы с аутичными детьми:
- 1. Принимать ребенка.
- 2. Исходить из интересов ребенка.
- 3. Строго придержтваться определенного режима и ритма жизни ребенка.
- 4. Соблюдать ежедневные ритуалы.
- 5. Научиться «читать» ребенка, улавливать его сигналы и вовремя реагировать на них.
- 6. Чаще разговаривать с ним.
- 7. Создать комфортную обстановку для обучения ребенка.
- 8. Терпеливо объяснять смысл происходящей деятельности.
Избегать переутомления.
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта вовсе, а тем более в групповую игру. Поэтому занятия необходимо проводить, исходя из реальных возможностей ребенка и обязательно ориентироваться на интересы ребенка. Поэтому занятие с аутичным ребенком не может идти строго по намеченному плану, нужно быть готовым быстрой перестройке коррекционных, имея в запасе арсенал новых упражнений.
Перечень игр:
«РУКАВИЧКИ» Цель: включение детей в групповую работу.
Ход игры:
Для игры нужно вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным , по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички. Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз, можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
«ЩЕПКИ НА РЕКЕ» Цель: Создать спокойную, доверительную атмосферу.
Ход игры: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе – Вода одной реки.
По реке сейчас плывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встанет напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Река будет блуждать по комнате, пока все дети не поплывут по реке, изображая Щепки.
Дети сами могут решить, как они в качестве «Щепок» будут двигаться по воде: медленно или бысто. Дети, которые будут водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли «Щепки».
«ПОКАЖИ НОС» Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело
Ход игры: Ведущий, называя части своего тела, показзывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движение, показывая не себе названные части тела. Затем ведущий начинает путать детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить и не повторить неверные движения.
«КТО Я?» Цель: Развитие представлений и воображения ребенка.
Ход игры: взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер ит.д.). Ребенок должен отгадать, кто это был.
«ПРИДУМКИ» Цель: научить детей распознавать различные эмоции.
Ход игры: Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: «Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Девочка Катя вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настоение у нее было вот такое: показывает ,ззз , затем показывает дугую картинку с эмоцией печали и спрашивает: «Как ты думаешь, что произошло?»
«ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ» Цель: научить детей показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.
Ход игры:
1 этап игры: Взрослый говорит:
— Вот я захожу в ворота высокие ( и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота…(взрослый пригибается) Какие? (Ребенок должен назвать антоним в слову «высокие»
— Я несу легкий пакет (показывает), а теперь несу (показывает)… Какой пакет?
— Я перехожу в широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)… Какой?
— Я иду медленно, а вот я иду …. Как ?
-Я иду и мне жарко. А вот теперь подул ветер и мне…
-Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю…
2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь как обычно, а если скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься и .д.
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: «К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Ведущий включает фонарик и светит им в стенку) А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь.»
Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день – зеркальце.