В настоящее время вопросы психологической помощи детям с ДЦП освещены далеко не достаточно. Практическое применение различных психотехнических приемов, направленных на больных с ДЦП, часто используются педагогами и психологами без учета формы заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы.
Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально – психологических особенностей больных оказывает положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.
Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендуется разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических функций, интеллектуальных, а также особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик.
Клинико-психологическое обследование детей с ДЦП является чрезвычайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных данных.
В систему психокоррекционных занятий с дошкольниками с ДЦП вошло обязательное обучение детей конструированию и рисованию, которые являются основными видами продуктивной деятельности в дошкольном возрасте. Занятия рекомендуется проводить с детьми, начиная с черырехлетнего возраста, а если у ребенка наблюдается умственная отсталость, то занятия можно начинать с 6-7-летнего возраста , в зависимости от уровня его развития.
Конструирование
Конструктивная деятельность дошкольника является сложным процессом, который успешно формируется и совершенствуется в данном возрастном периоде. Обучение конструированию способствует умственному развитию ребенка, развивает его способность к точному расчленению целого на отдельные элементы, формирует глазомер у ребенка и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и памяти.
В ряде исследований по конструктивной деятельности детей дошкольного возраста выделены такие формы этой деятельности, как конструирование по образцу, конструирование на заданную тему и свободное конструирование.
При конструировании по образцу детям предлагают постройку и указывают на способы ее воспроизведения.
Конструирование на заданную тему заключается в том, что ребенку указывается лишь общая тема, обычно усвоенная им раньше, например: постройка мостов, домов и т.д.
При свободном конструировании каждый ребенок сам решает, что он будет строить.
Кроме общепринятых методов, в дошкольной педагогике получил широкое распространение особый вариант – конструирование по моделям. Этот метод обучения является наиболее эффективным средством умственного развития ребенка. В данном методе модель выступает для ребенка в качестве образа.
Обучение дошкольников с ДЦП рекомендуется начинать с конструирования сначала по наглядным образцам и только после этого этапа занятий переходить к конструированию по моделям.
Пример заданий:
Задания:
-Конструирование «башни» из трех-пяти кубиков разного цвета.
— Конструирование «дорожки» из кирпичиков разного цвета.
— Конструирование «заборов» из разноцветных кирпичиков (вертикальное расположение деталей).
— Конструирование «грибов», «воротиков», «гаража», «дивана» из одинаковых по величине блоков (расположение деталей в вертикальном и горизонтальном направлениях с учетом общей конфигурации постройки).
Количество занятий необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его подготовленности. Обязательно перед началом конструирования давать словестное описание каждого образа, с указанием его на существенные детали. В конце занятий рекомендуется каждую постройку обыгрывать. После того, как дети успешно овладели конструктивными действиями, научились приемам конструирования с опорой на восприятие наглядных образцов, рекомендуется перейти к основному этапу обучения – конструированию с нерасчленненных образцов – моделей или модельному конструированию.
На следующем этапе занятий дети могут широко использовать различные способы конструирования: накладывание деталей на образцы, или приставление к ним с целью сличения. В процессе занятий взрослый может подсказать или показать ребенку способ работы.
Задания:
— Конструирование объемных построек с образцов-моделей из деталей одинаковой величины и формы: «башни», «дорожки», «колодца» и пр.
— Конструирование объемных построек из деталей разной формы и величины.
— Конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и формы: круг, квадрат, ромб, разделенные на несколько частей.
— Конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины: геометрические фигуры, разделенные на части различной формы и величины.
Обязательно в конце каждого занятия производить обыгрывание постройки.
На третьем этапе обучения конструированию значительно усложняется перцептивная задача, стоящая перед ребенком. Сложность конструирования с образца –рисунка состоит в том, что исключаются предметно-практические действия детей с деталями, и ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка в процессе обследования образцов превращается в идеальное условие, действие в уме.
Программное содержание занятий третьего этапа
- Учить детей правильно рассматривать образцы- рисунки , выделять в них существенные элементы постройки.
- Учить детей правильно называть пространственные отношения: «наверху», «внизу», «слева», «справа».
- Учить детей правильно воспроизводить в постройках пропорциональные взаимоотношения деталей.
Строительный материал: блоки и кубики одинакового размера. Набор рисунков, где постройки нарисованы в нерасчлененном объемном изображении.
Приступать к занятиям можно только после того, как дети успешно овладели приемами конструирования с образцов- предметов и научились мысленно анализировать образцы- модели.
На четвертом этапе происходит обучение детей использованию усвоенных способов конструирования. Формирование умений представлять и воспроизводить объекты в различных пространственных расположениях
Задания
— Конструирование кровати для большой и маленькой кукол.
— Конструирование домов для кукол разной величины.
— Постройка улицы города.
— Конструирование по замыслу.(построй, что тебе хочется).
Рисование
Параллельно с обучением конструированию проводится обучение рисованию также в четыре этапа.
Для успешного овладения изобразительной деятельностью, в частности, рисованием, необходимо развитие у ребенка целого ряда способностей, среди которых важное место занимают сенсорные, а именно: зрительное и осязательное восприятие предметов. Правильно изобразить предмет ребенок может тогда, когда представляет его себе, когда владеет комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета и другие его особенности.
У детей с ДЦП трудности овладения рисованием обусловлены, главным образом, несформированностью их восприятий и двигательными нарушениями верхних конечностей. Поэтому для правильного формирования графической деятельности необходимо, во-первых, совершенствование целенаправленного аналитико- синтетического восприятия у ребенка; во-вторых, совершенствование графических движений, направленных на воспроизведение пространственных и метрических признаков предметов.
На первом этапе занятий дети обучаются элементарным графическим движениям в вертикальном и горизонтальном направлениях по опорным точкам.
Задания
Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном направлении (рисование коротких, разноцветных, длинных отрезков)
Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки).
Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и др.
Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.
На втором этапе занятий дети обучаются произвольному управлению графическими движениями с помощью следующе методики:
Задания:
Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника.
Рисование и окраска по трафаретам круга и овала.
Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба.
Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины.
Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.
Необходимо следить за тем, чтобы дети обводили контур фигуры медленно , а закрашивали фигуры быстрыми , размашистыми движениями.
На третьем этапе перед началом рисования педагог совместно с ребенком обследует образцы и предлагает ему сконструировать их из готовых блоков. Например, при рисовании катушки ребенок складывает целую фигуру из двух частей , обследует ее и после этого приступает к рисованию.
Задания:
Рисование «дорожки», предварительно построенной ребенком из кирпичиков разного цвета.
Рисование геометрических фигур, предварительно построенных из палочек одинаковой величины.
Рисование геометрических фигур, предварительно сложенных из частей.
Рисование домиков, предварительно сложенных из геометрических фигур.
На четвертом этапе продолжается обучение детей изображению предметов с натуры, а также включаются занятия по изображению предметов по замыслу и представлению. На данном этапе дети обучаются выделять в своих рисунках пространственные характеристики предметов: форму, величину, направление.
Задания:
Рисование яблока, груши с натуры с предварительным их обследованием с помощью осязания, обоняния.
Рисование бус на ниточке после зрительно- осязательного восприятия.
Рисование катушки, пирамидки после зрительно-осязательного восприятия.
Рисование куба, шара после осязательного восприятия.
На четвертом этапе занятия с детьми рекомендуется проводить в группе не более 3-4 человек. Добиваться, чтобы дети в процессе осязательного и зрительного восприятия образцов проводили тщательный их анализ, называя их существенные признаки. В конце занятий сопоставлять совместно с ребенком его рисунки с образцом.
Психокоррекционная работа с детьми с ДЦП не исчерпывается конструированием и рисованием, далее при успешном выполнении вышеуказанных методик, следует развитие других сфер психики ребенка.