Диагностика психического развития детей шестилетнего возраста
В данном возрастном периоде уже достаточно четко проявляется форма задержки психического развития. У детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза наблюдаются существенные трудности в развитии зрительно-пространственных функций, что проявляется в рисунках и конструкциях. Кроме того, отмечаются неустойчивость внимания, своеобразные поведенческие реакции с выраженными аффективными проявлениями. Снижение эффективности восприятия предметов приводит к недостаточной дифференцированности представлений. Эта особенность представлений ограничивает возможности наглядного мышления. Процесс обобщения затруднен из-за недоразвития речи и ограниченности представлений об окружающем мире.
У детей с задержкой психического развития конституционального, соматогенного, психогенного генеза не наблюдается выраженного недоразвития сенсорно-перцептивных функций. В отличие от нормально развивающихся сверстников, наблюдаются выраженные эмоционально-волевые нарушения, сниженная познавательная активность и недоразвитие игровой деятельности.
Задания для детей шестилетнего возраста
Задания | Нормально развивающиеся дети | Дети с задержкой психического развития |
Моторика | Движения становятся более энергичными и точными, приобретают легкость, изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину. При метании предметов размахиваются. Легко ловит одной рукой мяч, умеет ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги. Свободно рисует карандашами и красками. Вырезывает ножницами различные формы. | Иногда сохраняется замедленность, неловкость движений. Ребенок испытывает трудности при прыжках в высоту и длину, затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедленны, подпрыгивание на месте затруднено.Испытывает существенные трудности при вырезывании предметов, даже прямых форм. |
Сенсорно-перцептивная деятельность | Планомерно обследует предмет в процессе осязательного и зрительного восприятия. Знает название неэталонных геометрических форм: овал, ромб, прямоугольник и цветовых оттенков: голубой, розовый, серый. Фиолетовый. Составляет сериационный ряд из предметов разной величины, ориентируясь только на размер предмета. | В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами, что снижает эффективность восприятия. Путает названия неэталонных геометрических форм и цветовых оттенков. Испытывает существенные трудности при составлении ряда из предметов разной величины. Способ работы – нецеленаправленный, самоконтроль снижен. |
Интеллектуальная деятельность | Умеет считать в пределах 10, отсчитывает по два, три предмета. Овладевает элементарным сложением и вычитанием на наглядном уровне. Формируется понятие деления предметов на разные части. Называет последовательно дни недели, времена года. Сформированы видовые и родовые представления («Назови, какую знаешь мебель, как назвать одним словом шкаф, стол и пр.?»). Обобщает предметы методом исключения (из 4-5 объектов). Составляет последовательные умозаключения по 2-4 картинкам. Пересказывает текст рассказа, сказки. Умеет рассуждать по поводу наблюдаемых явлений. Словарный запас высокий, речь фразовая. | Может считать до 10, испытывает трудности при отсчитывании предметов. На наглядном уровне может овладеть операциями сложения и вычитания. Знает названия времен года, дней недели, не всегда называет их последовательно. Родовые и видовые представления сформированы. Правильно обобщает методом исключения из 4 предметов, но не объясняет свой выбор. Последовательные умозаключения составляет с помощью взрослого. Затруднен пересказ сюжета, сказки из-за ограниченного словарного запаса, нарушений лексико-грамматического строя языка. |
Игровая деятельность | Проявляются устойчивые интересы в игре. Есть любимые игры и роли. Сюжет игр приобретает наибольшую полноту, яркость, выразительность, полнее отражает жизнь взрослых. Ребенок предпочитает совместные игры. | Ребенок проявляет интерес к игре, но сюжет игры однообразный. Ребенок предпочитает играть один, а не с другими детьми. В совместных играх занимает зависимую позицию и не проявляет активности и самостоятельности в игре. Игра непродолжительна, отсутствует замысел предварительный игры. |
Поведение | Согласует свои действия с другими детьми. Сознательно выполняет правила поведения. Следит, чтобы другие дети выполняли принятые в игре правила. | Может проявлять безудержность эмоций. При возникновении конфликтов со сверстниками возможны аффективные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача. Затруднено выполнение правил поведения. Иногда наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками. |
Навыки | Умеет делать практически все самостоятельно (одеваться, умываться, правильно пользоваться столовыми приборами). Поддерживает чистоту и порядок в своей комнате или группе. | Навыки самостоятельности формируются медленнее, темп выполнения действий по самообслуживанию медленный. Иногда старается сделать все быстро, но результат действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию. |
Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку
с задержкой психического развития. – СПб, 2004.