Психокоррекция тревожности

  Психокоррекция тревожности

Никто из родителей никогда не стремиться к тому, чтобы его ребенок стал тревожным, однако опыт показывает, что именно действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования , соответствовать которым он не в силах. Он не может понять , как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви, но , потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего он него ожидают.

Как правило, родители тревожных детей сами имеют те же проблемы с повышенной тревожностью, что и их дети.

Вспомним правила работы с тревожными детьми:

  1. 1.      Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. 2.      Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. 3.      Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. 4.      Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его за хорошие дела.
  5. 5.      Будьте сами уверены.
  6. 6.      Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  7. 7.      Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  8. 8.      Если делаете замечания, то они должны быть по существу.
  9. 9.      Используйте наказания в редких случаях.
  10. 10.  Не унижайте ребенка, наказывая его.

                         Как играть с тревожными детьми?

На начальных этапах работы с тевожными детьми следует придерживаться следующих правил:

  1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомиться с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
  2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»
  3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему.
  4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работыц с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок сильно встревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений.

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.

Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

«ДРАКА», Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Ход игры: Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладонях. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может не стоит драться? Вдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!.

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными , но и с агрессивными детьми.

«ПОДАРОК ПОД ЕЛКОЙ», Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

Ход игры: Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-накрепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь!

После выполнения упражнения можно обсудить, кто о чем мечтает.

ВОЗДУШНЫЙ  ШАРИК»  Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Ход игры:  Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.

ИГРА «ПОХВАЛИЛКИ»,  Цель: повышение самооценки

Ход игры: Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим..

ИГРА «ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИТ МАМА«; Цель: повышение самооценки.
Ход игры: Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь.

После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку… Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

ИГРА «ПОДАРИ КАРТОЧКУ» ; Цель: повышение самооценки.

Ход игры: Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма.

Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет — доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!).

Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством.

По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».
На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется.

Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее — дарить хорошие слова другим или получать их самому.

Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки.

Как правило, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается

ИГРА «СКУЛЬПТУРА»; Цель: обучение навыкам владения мышцами лица, рук, ног, снятие мышечного напряжения.
Ход игры: Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

— ребенка, который ничего не боится;
— ребенка, который всем доволен;
— ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут — сами дети.

Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.

ИГРА «ГУСЕНИЦА»; Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординоровать свои усилия с действиями остальных участников.

Ход игры: Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все  вместе передвигаться по комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

Be Sociable, Share!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.